Ритм

РИТМ (греческое rhythmos, от rheo - теку), 1) чередование каких-либо элементов (звуковых, речевых и т.п.), происходящее с определенной последовательностью, частотой; скорость протекания, совершения чего-либо. 2) В музыке временная организация музыкальных звуков и их сочетаний. С 17 в. в музыкальном искусстве утвердился тактовый, акцентный ритм, основанный на чередовании сильных и слабых ударений. Системой организации ритма служит метр. 3) В стихе: а) общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи; частным случаем ритма в этом значении является метр; б) реальное звуковое строение конкретной стихотворной строки в противоположность отвлеченной метрической схеме; в этом значении, наоборот, ритм является частным случаем ("ритмической формой", "вариацией", "модуляцией") метра и размера стихотворного.

***

Напряженные связи, ритмы, архитектурная композиция.

Мы можем бегать, ходить, танцевать, стоять и т. д., показывая разные способы "вступления во владение" пространством, которое нас окружает. Сама жизнь может быть представлена как "непрекращающееся и продолжительное движение", которое всегда имеет ритм и форму. Каждая эпоха, каждая культура имеют ритмические схемы своего времени, которые сопровождают человека: африканец движется отлично от европейца; галантная Вена движется отлично от революционной Франции; восточное время отлично от североамериканского. И это потому, что человек включен в систему естественных ритмов (ночь и день, времена года, смена возраста...), которые в условиях разной географии и культуры проявляются в его поведении таким образом, что, когда человек создает архитектуру, последняя отражается в динамике и форме пространства.

Поэтому, изучая архитектурный процесс с этой точки зрения - с учетом изменения отношения между устремлениями автора и потребителя, а также разные времена и культуры, мы поймем, что гармония, ритм и архитектура являются неразделимыми понятиями.

Гармония и ритмы в архитектуре

Аристотель в "Трактате о душе" писал, что, говоря о гармонии, мы имеем в виду два ее значения: во-первых, гармония в собственном смысле есть сочетание величин, которым свойственно движение и положение, когда они так прилажены друг к другу, что больше уже не могут принять в себя ничего однородного; во-вторых, гармония есть соотношение частей, составляющих смесь. В мифологии Гармония - дочь Ареса и Афродиты - символизирует порядок, который проявляется через притяжение и отталкивание. Движение всегда налицо. В своем философском значении гармония означает отношение и порядок, органическое единство множества, где части и целое работают на общий результат. В музыке гармония означает эстетический эффект, производимый услышанными и согласованными между собой звуками, это наука использования аккордов, это, так же как и в архитектуре, всегда соответствие, согласие, аккорд. История гармонии, начиная с зарождения философской мысли, всегда связана с общей проблемой космического порядка.

Пифагорейцы понимали взаимосвязь, существующую между звуками шкалы и длиной струны лиры, и не усомнились применить концепцию гармонии на всю Вселенную, макрокосмос и микрокосмос. Гармония есть, таким образом, "координационный узел среди разных и противоположных вещей". Вся Вселенная подчинена математической системе. Вспомните гармонию сфер Платона, в которой произведения искусства занимают свое место. Для Платона гармония Вселенной проявляет свое божественное происхождение: гармония между различными элементами космоса является подражанием прообразам, существующим в божественном мире. Влияние этой концепции на искусство очевидно: канон Поликлета пытается уловить красоту посредством поиска системы пропорций (безотносительно к модулю). x = у/4, а не х = 1, у = 4.

Эти идеи сильно повлияли на авторов трактатов Ренессанса. Эти концепции присутствуют в средневековье. Для Боэция эстетика основывается на гармонии музыкальных пропорций. Фома Аквинский конкретизирует эти идеи, показывая, что красота подразумевает гармонию, целостность и ясность. Душа радуется красоте, потому что сущность вещей пропорциональна гармонии человека (душа - плоть). Порядок творения подразумевает существование гармонии, установленной между субъектом и объектом; душа погружена в мир гармоний, составляющий ее эстетическое наслаждение. Гармония представляет, таким образом, соответствие качеств, пропорцию в субстанциях и общность в социальных сознаниях. То же происходит в архитектуре. Пропорции собора в Сантьяго соразмеряются с человеческой фигурой, а не с "метрами". Эта связь обязательна для достижения красоты. Согласно К. Отеро, в музыке гармония есть "искусство и наука образования аккордов и порядок их последовательности". Аккордом называют результат одновременной передачи трех или более звуков различной тональности. Аккорд требует наличия интервалов, воспринимаемых как акустические расстояния, существующие между различными звуками, составляющими его, и его самой низкой нотой. Созвучие и несозвучие зависят от того, воспринимаются ли звуки вместе или раздельно, цельными или неустойчивыми. Так представляются различные пути для создания произведения искусства: пути классические или экспрессионистские; Рафаэль или Мунк.

В течение веков в музыке применялся чисто мелодический строй. В конце IX в. появились элементарные формы звукового наслоения, полифония появляется в XII в. и закладывает основы развития музыки. Что-то аналогичное происходит с архитектурой: приемы наслоения, появившись в романской архитектуре, развиваются в готике. Контрапункт - техника музыкальной композиции, основанной на наслоении и одновременном развитии двух или более мелодичных линий, гармонично скоординированных между собой. Начиная с XVII в. полифоническая фактура, созданная контрапунктом, уступает место новой концепции - сопровождаемой мелодии. Генерал-бас (сопровождение), "на чьих нотах основываются каждые из аккордов, которые должны поддержать голоса или инструменты", показывает свои выразительные возможности. Пропорции, ритм, являющийся результатом использования элементов (инструмента), дают место огромному богатству архитектурных форм. Так появляется модуляция - движение от одного тона к другому, от одного архитектурного элемента к другому, например к массивному и пустотелому, и каденция - знаки пунктуации, расстояние между двумя или более аккордами, которые ритмуют пространственное течение. Архитектура палаццо Спадда может служить примером правильного использования ритмов и каденции, элементов и пунктуации, обогащенных выразительным значением формы.

В последние годы новые музыкальные тенденции (сюрреализм, конкретная музыка, электронная музыка и т.д.) пытаются выразить экспрессивные эстетические идеалы, не прибегая к гармонии. В архитектуре Р. Вентури предлагает сложность и противопоставление как симптомы жизни в противовес классицизму Мис ван дер Роэ или Ле Корбюзье. Открываются новые пути, пока как эксперимент, которые могут указать направления новых концепций. Проводя параллель с музыкой, мы видим, что ритм в архитектуре опирается на пропорции, но превосходит их. Пропорция работает на связи между произведением, архитектурным творчеством и "зародышевой идеей" художника, в то время как ритм, который предполагает движение, вселяет жизнь. Гармония, ритм и пропорция, которые являются основами архитектурной концепции, не могут отделиться от нашей сегодняшней жизни, от "архитектурного творчества" и от "потребителя".

"Первичная материя" ритма

Как и звуки в музыке, элементы массы в архитектурной форме имеют особое резонансное значение и "особое звучание" в соответствии со своей геометрической конфигурацией (колонна и столб "звучат" различно, имеют различное выражение). Когда эти элементы, преодолевая хаос, организуются, возникает звучащий мир, исполненный смысла, который говорит нам больше, чем простое наличие элементов. Кажется правильным греческий тезис о сходстве, существующем между музыкой и архитектурой благодаря пропорциям, но необходимо развить его дальше, расширяя концепцию пропорций. Следуя за мыслью Пифагора (569-470 гг. до п. э.) и Галилея (1563-1642), которые открыли связь звучания с частотой (количество вибраций в секунду), мы можем видеть различие в значении элементов, связанных между собой местоположением и интервалами. Каждая форма, каждый цвет имеют свое собственное звучание, которое соответствует звуку определенного музыкального инструмента. Так же как звук возникает в зависимости от частоты гармоний инструмента, каждый элемент формы (и пространства) воздействует на нас по-разному. Посредством подобий и контрастов мы можем организовать ансамбли с большим богатством, подобно тому, как это происходит в музыке. Но это воздействие не объясняется только этими свойствами. Интенсивность - сила - является также фактором существенного значения (центральные или боковые колонны в Прадо). Она обладает большой широтой выразительности, потому что контрасты интенсивности модулируют и придают характер форме.

..

Некоторые тексты близкой тематики